...а вы считаете, что принцессы не танцуют?! // + обещанный рассказ...


[Форум Хастл-Клуба] [Ответы и комментарии]


Отправлено Vladimir, 17:38:48 10/07/2002
в ответ на: Re (2): о приметах подробнее — пожалуйста...., отправлено Irena, 11:04:43 10/07/2002
 
>> ...похоже, Вы ищите Принцессу, а не партнершу для танца.
 
 
 
==> В чем секрет и магия скрипок Страдивари? // Рудольф Чельмински
 
 
 
ШЕДЕВР МАСТЕРА
 
 
УТРЕННЕЕ лондонское солнце золотит небольшую скрипку весом менее 400 граммов.Питер Бир держит это сокровище в своих умелых руках.А потом он просто протягивает ее мне.— Ну,,возьмите ее,— говорит он..Волнуясь,я прижимаю скрипку к себе,как ребенка.«Нет,не так,— говорит Питер с терпением медицинской сестры,разговаривающей с человеком, впервые ставшим отцом.— Держите ее за шейку ».Набравшись храбрости,я сжимаю пальцами левой руки шейку скрипки,а правой рукой придерживаю ее за нижнюю часть.Впервый и наверняка в последний раз в жизни я держу в руках скрипку Страдивари.Этой скрипке с именем «Гибсон » почти 300 лет,,и она стоит целого состояния,даже нескольких состояний.Хотя кто знает,сколько именно?Каждый может поставить цену на скрипку Страдивари,но никто не может определить ее истинную ценность.Сколько стоит соната Моцарта?Какова цена красоты?
 
 
Скрипки Страдивари являются самыми редкими и ценными музыкальными инструментами в мире.Их продавали,покупали,воровали,тайно хранили и жаждали ими владеть начиная с XVII века.Лучшие экземпляры оцениваются семизначными цифрами,когда переходят от одного владельца к другому.Но скрипки Страдивари выходят за рамки таких понятий,как просто деньги.Они обладают совершенным и несравненным звуком,они входят в общечеловеческие ценности и являются истинными шедеврами.
 
 
Питер Бир относится к скрипкам Страдивари с особым трепетом.35 летний потомок известных торговцев музыкальными инструментами Дж.и А.Биров сам делает и реставрирует скрипки.Он достал скрипку «Гибсон » из хранилища с системой контроля состояния воздуха в элегантном лондонском магазине, которым он управляет вместе со своим отцом Чарлзом.Я внимательно осмотрел инструмент.Хрупкая,как яичная скорлупа,и легкая,она представляет собой сложное соединение разных пород дерева:балканский клен,ель,черное дерево,тополь,ива и груша.Длина ее корпуса всего 30 сантиметров,а ширина — 20..Но каким то образом это хитроумное устройство обладает такой мощью, что его звуки проникают в самые удаленные уголки концертных залов. Немногие струнные инструменты могут производить такой звук,как скрипка. Но если бы дело было только в громкости звука,то никто бы не ценил так скрипки работы Страдивари.Все дело в безграничной модуляции их голосов, страстно поющих или едва слышно шепчущих что то под нежные движения смычка.Именно из за этого скрипки Страдивари превратились в своего рода фетиш для скрипачей виртуозов.
 
 
Многие изумились,когда скрипка «Леди Блант » была оценена в 200 тысяч долларов на аукционе «Сотби » в 1971 году.В 1998 году стоимость скрипки «Крейцер » достигла уже полуторамиллионов долларов на другом лондонском аукционе,«Кристи ».А недавно коллекция из четырех инструментов была оценена в 50 миллионов долларов.И все это из за маленькой этикетки с латинским текстом:Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat (Изготовлено Антонио Страдивари из Кремоны).
 
 
VIII
 
 
Считают,что гений,создавший эти удивительные инструменты,родился в 1644 году в городе Кремона,на севере Италии.В подростковом возрасте его отдали на обучение к скрипичных дел мастеру Николо Амати.Год за годом учился он этому мастерству и в 20 с небольшим лет начал подписывать инструменты собственным именем.В то время концертная скрипка,потомок визгливых инструментов,на которых играли на деревенских танцульках,была еще новинкой. Пытаясь добиться более мощного,мужественного звука, Страдивари экспериментировал,вносил изменения в скрипки Амати,делая более плоскими их округлые,пышныеформы.Звук получился уникальным.И скоро потекли выгодные заказы из разных уголков Европы.
 
 
Высокий,худой,удивительно энергичный,Страдивари прожил более 90 лет, изготавливая скрипки вплоть до момента своей смерти в1737 году.Он был предан своим инструментам,как монах молитвам.С утра до ночи Страдивари вырезал и соединял крохотные кусочки дерева,которые и составляли скрипку,клеил,красил,лакировал.Затем для медленной просушки он вывешивал инструменты на своей террасе,расположенной на крыше.
 
 
Он честно исполнял свой долг перед церковью,своим городом и клиентами.И перед семьей.«За 70лет своей женатой жизни Страдивари без устали производил потомство,— отмечают его итальянские биографы.— У него было 11 детей от двух жен ».Специалисты считают,что Антонио Страдивари изготовил около1100 инструментов,из которых сохранилось приблизительно 600.Он делал самые разные струнные инструменты — альты,,виолончели и даже гитары,но почитают Страдивари именно за его несравненные скрипки.
 
 
— Он улучшил и довел до совершенства скрипку,— сказал мне Брюс Карлсон в своей идеально чистой мастерской на одной из улочек Кремоны.Карлсон — американец,,приехавший в Италию изучать мастерство изготовления скрипок,— он контролирует и поддерживает состояние скрипок в городском музее Страдивари,а также занимается реставрацией инструментов.— На его инструментах легко играть,совсем не то что на современных,— говорит он..—Огромный диапазон нюансов и возможных интерпретаций.Происходит что то чуть ли несверхъестественное,когда играешь на его скрипках.Они сами говорят тебе,как ими лучше пользоваться.
 
 
Жак Камюра,французский мастер,изготавливающий струнные инструменты, ныне на пенсии,считает,что Страдивари можно сравнить со строителем собора,он всегда стремился достичь «божественных пропорций » для своих инструментов.С тех пор мастера пытаются сделать что то подобное.Это кропотливый труд — исследователи изучили каждую деталь его скрипок. Но,несмотря на теории,химические анализы,компьютеры,осциллографы и электронные микроскопы,ничто не в состоянии полностью объяснить это чудо.
 
 
В течение 300 лет мастера пытаются воссоздать его,но специалисты согласны в том,что современный инструмент,как бы тщательно он ни был сделан,не сравним со Страдивари.«Самые лучшие из его скрипок обладают неиссякаемой красотой звука,который льется и льется,независимо от того,насколько большой зал,— говорил Исаак Штерн,,великий американский виртуоз.— В таких звуках есть и мягкая бархатистость,и сила,и величественная королевская надменность,которая как бы говорит:я позволил тебе играть на мне,но учись использовать меня наилучшим образом ».
 
 
Что касается обманщиков и подражателей,то их было много.Талантливые братья Воллер делали искусные копии в Англии в началеXX века.Они даже отправляли инструменты в Италию,где их соучастники якобы «открывали » скрипки.«Бальфур »,самая печально знаменитая работа братьев Воллер, десятилетиями переходила из рук в руки по всей Европе.Ее «карьера » закончилась в 1964 году — именно тогда лондонская торговая фирма «В.И.Хилл и сыновья » приобрела скрипку,чтобы изъять ее с рынка музыкальных инструментов.
 
 
Неразборчивые в средствах дельцы идут на всевозможные ухищрения,чтобы обмануть легковерных покупателей.Тысячи фальшивых скрипок Страдивари наводнили рынок,многие из них просто ужасны.В таких странах,как Германия, Франция и Япония,есть фабрики,которые превращают дешевые скрипки XIX — XX веков в работы Страдивари,наклеивая на них ярлыки.В истории этих сокровищ кражи также являются постоянным явлением.Один из самых ярких эпизодов как раз связан со скрипкой «Гибсон »,которую я так благоговейно держал в своих руках.Ее украли из артистической комнаты скрипача Бронислава Губермана в нью йоркском зале Карнеги Холл в 1936 году.Она вновь появиласьтолько в 1985 году,когда во время предсмертной исповеди эстрадный артист Джулиан Альтман признался,что купил ее у вора.В течение 50 лет благородный инструмент вел цыганскую жизнь в барах и ресторанах Восточного побережья США.В конце концовЧарлз Бир провел исследование на подлинность этого инструмента.Он был поражен,увидев настоящий красный лак Страдивари под слоями грязи и мастики.Потребовалось шесть недель тонкой работы по удалению глубоко въевшейся за 50 лет грязи,но когда я держал эту скрипку в руках,то выглядела она почти так же прекрасно,как в 1713 году,когда Страдивари создал ее.
 
 
Владельцы скрипок Страдивари иногда бывают на удивление беззаботными.В мае 2001 года американский музыкант Линн Хэррелл оставил виолончель Страдивари 1673 года в нью йоркском такси.Водитель нашел Хэррелла,вернул инструмент и получил вознаграждение за свою честность.Однако,к сожалению, немногие музыканты могут позволить себе такие инструменты.Их покупают в основном богатые любители,банки и различные фонды.
 
 
И их можно понять.В недавнем исследовании,проведенном Цинциннатским университетом,сравнивается,насколько возросла бы сумма в пять тысяч долларов,если бы ее вложили в 1960 году в различные доходные области:в ценные бумаги Министерства финансов США,в акции Доу Джонса и старинные скрипки.За 36 лет эти пять тысяч увеличились бы до 47 тысяч при вложении в ценные бумаги,до 52тысяч при вложении в акции и до242 тысяч при вложении в скрипки.
 
 
Но,когда настоящие музыканты касаются смычком своего инструмента работы Страдивари,они не думают о том,сколько он стоит,а ощущают что то вроде общения с духом — душа одного художника разговаривает с душой другого.— С точки зрения эстетических ценностей это как встреча с великим человеком из прошлого,— говорит знаменитый скрипач Гидон Кремер.— Прикосновение к такой личности,как Антонио Страдивари,обогащает вас.
 
 
Мартин Ловетт,виолончелист из известного квартета «Амадей », задумался, когда я спросил его,может ли кто то из современных мастеров сравниться с мастером из Кремоны.«Я не знаю,— сказал он..— Но ожидать второго Страдивари — это все равно что ожидать появления второго Моцарта».
 
 
 
 
пс1) Страдивари в России
 
 
НАЧИНАЯ с конца XVIII столетия скрипки великого мастера впервые зазвучали в залах Санкт Петербурга и Москвы.К моменту,когда Россию захлестнула буря революции 1917 года,около двух десятков шедевров обрели здесь свою новую родину.Почти все они были национализированы и хранятся в государственной коллекции.Величайший скрипач Давид Ойстрах по специальному разрешению,оставляя себе большую часть гонорара за выступления,смог приобрести Страдивари во Франции.Сегодня на альте,сотворенном талантом великого итальянца,играет Юрий Башмет.Владимиру Спивакову его Страдивари передало для выступлений одно из музыкальных обществ.
 
 
пс2) Кстати, однажды я тоже держал скрипку Страдивари в руках. В Москве, в г-це «Космос»;) В 94 году там остановился солист Тайпейского большого симфонического оркестра, а я работал переводчиком и был на репетиции оркестра... Все дело в том, что я слишком часто заходил к нему в номер, а он все время репетировал... Интересно, что он обо всем догадался — иногда люди понимают друг друга без слов — и сам предложил мне взять ее в руки, посмотреть какая она... Впечатление незабываемое! Надо бы написать об этом. Может быть, когда-нибудь напишу...
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Форум Хастл-Клуба] [Начало] [Предыдущее сообщение] [Следующее сообщение]