Обещанные когда-то размышления по поводу Малевича (были отложены вследствие гриппа))
Вот что я думаю о «Черном квадрате». Это произведение можно рассматривать только вкупе с остальным творчеством Малевича. Творчеством очень многогранным. Без него он попросту не имеет смысла. Дело в том, что, на мой взгляд, «Квадрат» это манифест. Наверное, каждый творец когда-нибудь задается вопросом. Насколько хорошо то, что он делает? Кому все это нужно? (Вопрос не праздный, ведь многое гениальное подвергалось вначале полной обструкции.) Да и к тому же любой «художник», если только он настоящий художник, не бывает вполне удовлетворен своим творчеством. Он сомневается а нужно ли вообще что-то делать? А не делать не может.
Так вот, если сравнить произведение с ребенком, то «Черный квадрат» это выкидыш. А «Красный квадрат» это уже аборт. Наверное, нужен еще и «Белый квадрат», который будет означать, что зачатие не произошло. Выглядит абсурдным, но эта проблема не надуманна. О чем-то подобном писал В. Орлов в книге «Альтист Данилов». Там скрипач придумал направление «тишизм». Он водил смычком по струнам, но не касался их. Кстати, здесь, на форуме, говорили о танцевании под внутреннюю музыку. То есть для танцора «Черный квадрат» это, наверное, застывшая поза (а надо ли двигаться?). Ведь эмблема с главной странички этого сайта почти также совершенна, как простой черный квадрат...